Главная » Статьи » Воспитание ребенка » Малыши от 1 года до 3 лет

Оказывается, хвалить своих детей надо научиться!

Вот бывало у вас такое: 

«Говорю дочери, что она умная, а она отвечает: «Лиза умнее». Я говорю, что она красивая, а она: «Я толстая». Я говорю, что она – замечательная старшая сестра и одаренный художник, а она пинает младшего и говорит, что не умеет рисовать. Порой мне кажется, что она стремится доказать, что я неправа. 

С сыном еще хуже. Он бросал мяч в баскетбольную корзину и наконец попал. Я закричала: «Отлично! Ты – настоящий баскетболист!». Он бросил мяч и ушел в дом. Не понимаю. Каждый раз, когда я пытаюсь похвалить своих детей, мои слова оказывают противоположное действие.» 

Этот пример хорошо иллюстрирует проблему ГЛОБАЛЬНОЙ ПОХВАЛЫ, связанной с оценкой детей. Такие слова, как «умный», «красивый» и «прекрасный», не только заставляют их сосредоточиваться на собственных недостатках, но еще и подталкивают их к прекращению попыток. Если я уже прекрасный, зачем рисковать – ведь в следующий раз может и не получиться! 

Значит ли это, что нужно перестать хвалить детей? 

Это значит, что если мы хотим помочь детям поверить в себя и продолжить старания, то нам НУЖНО ИЗБЕГАТЬ ОЦЕНОК. Забудьте такие слова, как «хороший», «отличный», «фантастический», «лучший». Научитесь просто описывать. Вы можете описать то, что видите или чувствуете. 

ОПИШИТЕ ТО, ЧТО ВИДИТЕ: 
• «Ты стойко боролся с этой проблемой, пока не нашел решения!» 
• «Ты все‑таки сделал этот бросок! Мяч попал точно в корзину!» 
• «Хотя у тебя были собственные дела, ты помог сестре сделать домашнее задание». 

ОПИШИТЕ СВОИ ЧУВСТВА: 
• «Мне нравится твоя картина “Закат на море”. Она создает ощущение счастья и покоя». 
• «Каждый раз, когда я вспоминаю твою шутку, не могу удержаться от смеха». 

Описание того, что мы видим или чувствуем, оказывает почти магическое действие. Мы не только подтверждаем ценность усилий ребенка, но еще и помогаем ему поверить в себя. Мы мотивируем его к дальнейшим усилиям. 

Внутренний посыл такого описания очень отчетлив: «Я не сдался, пока не решил проблему…», «Чем больше я тренируюсь, тем лучше получается!..», «Я могу быть добрым даже в сложных обстоятельствах…», «Я умею шутить…», «Я нарисовал отличный пейзаж…». 

Описание – отличное средство для воспитания уверенных в себе и ответственных детей. 
А вот еще один вариант полезной похвалы. 

СУММИРУЙТЕ ТО, ЧТО ВИДИТЕ, В СЛОВАХ: 
• «Ты репетировал, пока не выучил все до последней ноты. Это я называю упорством». 
• «Я вижу, что ты оставил последний кусок торта для твоей сестры. Вот это сила воли!» 
• «Ты сгреб все листья и собрал их в мешок. И я тебя даже не просила! Вот это я называю ответственностью!» 

А ЕСЛИ ХВАЛИТЬ НЕ ЗА ЧТО? Представьте, что школьный автобус вот‑вот подъедет, а ваша дочка еще не одета… Или ребенок жалуется, что учитель слишком много задает и успеть все сделать просто невозможно. 

Бывают моменты, когда нам страшно хочется высказать детям все, что мы о них думаем: 
• «Почему ты так медленно одеваешься? Посмотри на себя! Ты еще не обулась! Так ты никогда не успеешь на автобус!» 
• «Если бы ты сел за уроки, когда я тебе сказала, а не играл в дурацкие видеоигры, то все успел бы. Ты вечно ищешь оправданий собственной лени!» 

Но поддаваться соблазну не следует. НУЖНО ОПИСАТЬ РЕБЕНКУ ТО, ЧЕГО ОН ДОСТИГ, ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТИ ДОСТИЖЕНИЯ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫ. 
• «Ты оделась, позавтракала и почистила зубы. Теперь тебе осталось лишь найти туфли и носки. И ты готова!» 
• «Давай‑ка посмотрим… десять упражнений на сложение и вычитание дробей. Это утомительно. Но я вижу, что ты уже решил два первых примера. Похоже, ты на верном пути». 

Отмечая достигнутый прогресс (пусть даже малый), мы вселяем в детей уверенность и желание продолжать старания. 

Но, допустим, хвалить ребенка не за что. И предположим, что у вас – один из тех сверхчувствительных детей, которые расстраиваются до смерти, понимая, что сделали что‑то не так. 

Помогите ребенку понять, что ЕГО ОШИБКА МОЖЕТ СТАТЬ ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ ОТКРЫТИЕМ. Одна мама рассказала о том, как ее трехлетний сын, разговаривая с ней, тряс чашку с соком. Неожиданно крышка с чашки слетела, и сок пролился на рубашку мальчика и на пол. Мальчик начал истерически рыдать. 

– Миша, – торжественно произнесла мать, – ты сделал открытие! 
Мальчик перестал плакать и удивленно на нее посмотрел. 
Очень размеренно мать сказала: 
– Ты только что обнаружил, что, когда ты трясешь закрытую чашку, крышка может слететь, и тогда сок расплескается! 

На следующей неделе в дом приехала бабушка. Она положила свою сумочку и очки на кухонную стойку. Через минуту она потянулась за сумочкой и уронила очки. Бабушка воскликнула: 
– О нет! 
Миша потянул ее за кофту и очень торжественно произнес: 
– Бабушка, ты только что сделала открытие! 
– Открытие? – удивилась она, поднимая очки. 
– Ты открыла, что, если положить очки на край стойки, они могут упасть! 
– Надо же! – восхищенно сказала бабушка. – Я это запомню! 

Из книги «Идеальные родители за 60 минут. Экспресс‑курс от мировых экспертов по воспитанию».

Категория: Малыши от 1 года до 3 лет | Добавил: Leominora (24.02.2017)
Просмотров: 121
Всего комментариев: 0
avatar
Яндекс.Метрика